СУЭБ ИВТ СО РАН


А.М.Федотов

Словарные статьи в коллекции: (public_cat = Thesaurus of Information Technology: Dictionary Articles )

Онтология Платона

Платон синтезировал раннегреческую онтологию в своем учении об «идеях». Согласно Платону, есть два мира – мир чувственных вещей и мир сверхчувственных идей (эйдосов). Основой первого мира является материя – начало хаоса и небытия. Подлинное бытие принадлежит лишь миру идей. Идеи вечны и неизменны. Возможно, каждая материальная вещь обладает своей идеей, которая представляет из себя вещь в своем совершенстве. Например, для всех стульев есть идея Стула, для всех людей есть идея Человека, для всех круглых предметов есть идея Круглости, и т.д. В идее вещи воплощены только существенные признаки вещи, без которых исчезает сама вещь. Например, существенным свойством стула является его способность быть опорой при сидении. Количество ножек, окраска, материал – все это несущественные признаки, если только они не влияют на свойство стула служить опорой. Существенные признаки объекта – это обычно и его общие признаки со множеством других объектов такого же класса. Так идеи проявляют себя в материальном мире, распадаясь на множество своих материальных реализаций, каждая из которых ослабляет и искажает природу идеи, разбавляя ее несущественными признаками. Каждая идея – это единое, синтез, для множества материальных вещей. Множество идей – множество малых единств, надстоящих над материальным миром.

Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия.

В основе онтологии Платона лежит принцип отношения: бытие конституируется отношением к небытию. Небытие есть нечто существующее и мыслится как иное бытия. Отношение между этими противоположностями ничем не опосредовано, напротив, бытие обусловлено отношением к небытию. Платон размышляет о том, как происходит переход от покоя к движению. Состояния покоя или движения существуют во времени. Переход от состояния покоя к состоянию движения есть отношение, которое ничем не опосредовано. И этот переход осуществляется вне времени, скачком, «вдруг». Данный переход есть не процесс, а отношение, определяющее покой.

Схематично платоновскую модели мира можно представить следующим образом: отношение — свойство — вещь (сущность), где каждый последующий член ряда определен предыдущим.

В платоновском мире природа, свойства и состояния вещей определяются отношениями. Вне контекста отношений вещь есть ничто. В платоновском мире речь идет не о действии одного объекта на другой, а об определенности бытия объекта посредством отношения к иному. В этом мире действует не закон тождества, а иной закон: «А» есть «Б». Это «Б» определяется отношением либо к бытию другого объекта, либо к небытию данного объекта.

Ключевые термины, связанные с термином : "Онтология Платона":

  1. Бытие [ru]
  2. Онтология [ru]
  3. Отношение [ru]
  4. Свойство [ru]
  5. Сущее [ru]
  6. Сущность [ru]

Ссылка на персон:

  1. Платон
Ключевые термины публикации:  Онтология;   отношение;   свойство;   сущность;   бытие;   сущее;
Контекстный поиск: Задайте образец для поиска:
    

|Список терминов| |Терминдер тізімі| |Directory of Terms|
© 2013-2024, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Астана
© 2007-2024, Новосибирский государственный университет, Новосибирск
© 1998-2024, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1998-2024, Федотов А.М.
[FIT]
ФИТ НГУ       НГУ
ЕНУ им.Гумилева
ИВТ СО РАН
    Дата последней модификации: 16.04.2015