СУЭБ ИВТ СО РАН |
А.М.Федотов |
Гипертекст [hypertext] - принцип организации информационных массивов, при котором отдельные информационные элементы связаны между собой ассоциативными отношениями, обеспечивающими быстрый поиск необходимой информации и/или навигацию - просмотр взаимосвязанных данных, взаимосвязанных указанными отношениями.
Термин гипертекст [hypertext] предложен в 1967 году Теодором Нельсоном, представившим гипертекстовую структуру в виде ориентированного графа, в вершинах которого находятся записи разнородных видов данных (информационных элементов), а на ребрах - связи между ними. Средством организации связей в гипертексте и ориентации в нем является навигатор.
Идея использование ассоциативных отношений между документами впервые была высказана Полем Отле и частично реализована Эмануэлем Гольдбергом в статистической машине. Именно под впечатлением от работы статистической машины Вэннивер Буш пишет статью в 1939 году, в которой описывает работу гипотетической машины MEMEX:
Описание MEMEX из статьи В.Буша "As We May Think"
Необходимость реализации прозрачного поиска информации в 1941 году формализует Хорхе Борхес в своем эссе "Вавилонская библиотека", описывая Человека Книги и алгоритм ассоциативного поиска.
Дополнительная
Факультативная
поиск; навигатор; гипермедиа; Статистическая машина;
© 2013-2024, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Астана © 2007-2024, Новосибирский государственный университет, Новосибирск © 1998-2024, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск © 1998-2024, Федотов А.М. |
ФИТ НГУ НГУ ЕНУ им.Гумилева ИВТ СО РАН |